Первый весенний месяц. В Древней Руси бытовало несколько его выразительных названий:
зимобор, протальник, грачевник, капельник. И действительно, в марте зима с
весною борются, и порой кажется, что неизвестно ещё, чья возьмёт. В марте
славяне отмечали целую плеяду ярких, необычных по нашим меркам праздников.
Расскажем о двух самых известных.
В первый день прихода Весны славяне отмечали
Навий день, или День Мары Марены — один из самых загадочных и мистических
праздников во всём славянском
календаре. Эта богиня считалась покровительницей Зимы и Смерти и
была женой грозного, но справедливого Кащея.
Её образ дошёл до нас сквозь века
благодаря русским сказкам
и былинам - вспомним с детства знакомый цикл преданий о Марье
Маревне (Марье-царевне).
Или сказ о том, как Иван крестьянский сын бился с огнедышащим Чудом-Юдом
на Калиновом мосту. Так вот, по поверьям славян, именно Мара, стоявшая на
границе миров Явь и Навь,
встречала души усопших на том самом мосту, что протянулся через огненную реку Смородину.
Его название не имеет никакого
отношения к терпко-красной
ягоде, а происходит от древнерусского глагола калить - разогревать докрасна.
(До наших дней дошли однокоренные слова «раскалить», «раскалённый», «окалина».) Кстати,
название расположенного на северо-востоке Москвы района Марьина Роща хранит память о
славянских капищах,
посвящённых культу богини Мары. С приходом же на Русь
христианства её имя постепенно трансформировалось в более привычное имя Мария.
Навий день был днём символического
перехода от зимы к весне, от тьмы – к свету, от мрака ночи –
к яркости дня. Это были
последние часы власти богов Нави, подземного, потустороннего, хтонического
мира. Мира мёртвых. Навьи в представлении славян были духами умерших предков, которых в этот день вспоминали
и почитали живые. Кроме того, в этот день на костре часто сжигали или разрывали на
части и топили в воде чучело Марены, что олицетворяло собой отступление Зимы. В ночь
на 1 марта юные девицы и молодые женщины умывались талой водой –
которая в этот день
считалась особенно целебной, – чтобы кожа лица была белой и
чистой.
Ближе к концу марта славяне праздновали Комоедицу,
известную ныне как Масленица. Этот «вкусный» праздник со сжиганием соломенного чучела
Зимы, развесёлыми
песнями и плясками, прыганием через костёр и поеданием блинов не только
сохранился до наших
дней, но и, кажется, переживает в России своё второе рождение.
Круглые жёлтые блины символизируют, конечно
же, Солнце, которое день
ото дня становится всё ярче и жарче и всё сильнее отогревает застывшую
за долгие зимние месяцы землю. Съедая блины, наши предки символически
приобщались к Солнцу, к его свету, славе и могуществу.
Комоедица, отмечавшаяся девять
дней, была приурочена к
одному из самых главных праздников древнерусского славянского календаря –
дню весеннего равноденствия, то есть к 21 марта. В этом был глубокий смысл:
наши предки, живя в ладу с биоритмами природы, отмечали время перехода, когда день
по продолжительности окончательно начинает побеждать ночь.
В день весеннего равноденствия младенец Солнце-Коляда,
возрождающийся обновлённым каждый год после зимнего солнцестояния –
самой долгой ночи в году, поднимается выше в небо и становится прекрасным юношей Ярилой-Солнцем. Он окончательно изгоняет надоевшую
всем Зиму.
Неслучайно новолетие, то есть начало Нового
года у славян отсчитывалось именно с этого времени. Мартовская традиция отмечать Новый год,
незатейливо называвшийся в русское средневековье «первый день во году»,
оказалась очень крепкой, продержавшись почти до конца XV века. Тогда в юбилейном 7000 году от сотворения
мира (что соответствовало 1492 году по привычному нам летоисчислению), в
правление великого князя Московского
и всея Руси Ивана III, дата
прихода Нового года была перенесена с 1 марта на 1 сентября.
С утверждением на Руси христианства
церковь так и не смогла побороть народную традицию отмечать Масленицу, несмотря
на все запреты, посулы и увещевания. Со временем просто стала смотреть на
стародавний праздник сквозь пальцы и даже включила его в свой календарь,
сместив при этом дату.
Вот почему масленичная неделя теперь предшествует Великому
посту (в 2019 году он начинается 11 марта).
В народной традиции Комоедица была связана с древнейшим культом медведя – считалось, что именно в эти дни грозный зверь
пробуждается от спячки. По некоторым версиям,
его называли также Комом (вспомним известную всем
поговорку «Первый блин комАм», то есть медведям).
Ведь на заре истории славяне приписывали ему мистические черты и почитали как
одно из главных тотемных животных.
Максим
Суханов
Источник: Суханов М. Всё ярче и жарче. / М. Суханов. // Чудеса и приключения. – 2019. – март.
– С. 32-33.
Комментариев нет:
Отправить комментарий